На нашем сайте Вы можете заказать экскурсию или задать любой интересующий вопрос.
Также Вы можете нам позвонить: +7 (920) 010 96 40, +7 (950) 607 05 36 

Экспозиция

В зале старинных ремесел и промыслов России создается уникальная экспозиция традиционных видов национального творчества. Она для нас – воспоминание о рядах промыслов и  ремесел России на Нижегородской ярмарке, самой крупной оптовой ярмарке в нашей стране в позапрошлом веке. Жители ближнего пригорода Нижнего Новгорода всегда были активными  участниками  ярмарочной жизни.

DSC_5166.jpgDSC_8139.JPG


В историческом зале мы расскажем  о  многовековой истории в окрестностях Нижнего Новгорода – «Старинное  Сартаково – жемчужина Березополья».

DSC_5129.jpgDSC_8016.JPG

Ирина Алексеевна Мухина - представительница коренной сартаковской фамилии Исайчевых. Она - главный хранитель и музейных фондов, и семейной истории Исайчевых-Кашириных. Многие годы жизни Ирины Алексеевны связаны с дорогим сердцу Сартаковым, поэтому ее экскурсии по истории села - это свидетельства очевидца.

Ирина Алексеевна - романтик, тонко чувствует детей и очень любит природу. 

Обычаи и легенды, забытые события, любопытные факты, интересные судьбы уроженцев и жителей этих мест – темы нашей неустанной архивной, поисковой и собирательской работы.

Есть у нас зал, где мы храним Заветный ключ. Ключ этот необходим всем вместе и каждому по отдельности – так велика его миссия в мире людей.

DSC_8136.JPG

Наш талисман  - слепой  Лирник не зря находится в зале Заветного ключа. Одухотворенный высоким мастерством своего создателя (Белорусский скульптор  Матусевич Г.В.) он  очень серьезно воспринимается нашими гостями. Дети часто спрашивают: « Это  волшебник» Конечно  волшебник ,слепой музыкант глубинным зрением видит многое и точно знает, что такое счастье в нашей жизни.

IMG_4135-1.jpg

Приезжайте и вы в гости к Лирнику, вдруг и вам откроется секрет счастья.


Фрески из Калязина на нижегородской земле

О замечательном музее "Березополье", что в деревне Сартаково Богородского района Нижегородской области, я уже рассказывала в статье "Этнографический музей". Но настоящими жемчужинами в коллекции "Березополья" являются две старинные фрески, спасенные перед самым затоплением города Калязина и представленные сегодня в рамках передвижной выставки "Фреска в пространстве времен. Школа А.С. Кузнецова". Вот что рассказывает об этих экспонатах информационный стенд в зале музея:

"Калязинский монастырь основан в 1434 году. Троицкий собор монастыря был заново расписан в 1610 году после Польского разорения. Полагают, что до этого собор был расписан во времена Ивана Грозного или Бориса Годунова.

В 1937 году, в связи с планируемым частичным затоплением города Калязина от Угличской плотины, все здания бывшего Калязинского монастыря были проданы Калининским облисполкомом на снос Кимрокскому заводу для постройки из монастырского кирпича заводских помещений. С марта по сентябрь были сломаны все стены и башни Калязинского монастыря, надвратная церковь, Алексеевская церковь, Наместнический и Архимандритский корпуса, экипажный двор и др.

По ходатайству Академии архитектуры СССР сохранились Троицкий собор и бытовой корпус XVI века. В ноябре месяце 1939 года в связи с работами «Волгостроя» Комитетом по охране памятников было разрешено разобрать собор и трапезную. Работы по снятию росписей в бывшем Троицком соборе Калязинского монастыря производились в 1939-1940 гг. в зимнее время в очень тяжелых условиях."

История не сохранила нам имена авторов фресок, некогда бывших частью росписи собора Пресвятой Троицы Калязинского Троицкого Макарьева монастыря. Но известно, что спасением уникальных фресок занимался художник-реставратор Павел Иванович Юкин. На сайте Искусство реставрации читаем:

"Две наиболее значительные работы по снятию фрагментов росписей – Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве и Троицкого собора Макарьев-Калязинского монастыря – были выполнены реставратором П.И. Юкиным [1], который в 1930-е гг. исполнял на договорной основе поручения Академии архитектуры и одновременно по совместительству состоял сотрудником Секции древнерусского искусства ГТГ [Государственная Третьяковская галерея - прим. Т. Шепелевой]...

...Росписи Калязинского монастыря заинтересовали ГТГ еще в 1937 г., сразу после известия о предполагаемой разборке собора, в связи с работами Волгостроя по строительству гидроэлектростанции. П.И. Юкину пришлось выполнять работы по снятию фрагментов зимой, в декабре 1939 г.. В результате родился метод, который впоследствии получил название «на мороз». Этот метод состоял в следующем: поскольку к холодной поверхности стены профилактику приклеить было невозможно, то стена предварительно прогревалась жаровнями с углем, после этого на нее наносилась профилактическая заклейка – два слоя марли на клею. Естественно, что на холоде профилактическая заклейка не могла высохнуть, зато она замерзала и, приобретая жесткость, армировала штукатурный слой. Последнее, очевидно, способствовало тому, что демонтаж проходил с меньшими разрушениями."

Фрески уже в наши дни были предоставлены с целью сохранения, очищения и восстановления в мастерскую народного художника-реставратора России Кузнецова А.С. [2]. Мне повезло увидеть их в августе 2014 года. Но и сегодня, год спустя, они всё еще находятся в музее "Березополье".

Сюжеты фресок нетрудно узнать. Одна из них рассказывает о событии, определившем путь Руси на многие века – это выбор веры князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси. На второй обряд крещения самого князя "по закону греческому".

Татьяна Шепелева. Август 2015 года

[1] Павел Иванович Юкин (1883/85 – 1945) – художник-реставратор, с 1918 по 1931 год – член Комиссии по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ).

В значительной части изданий, посвященных исследованиям в области древнерусского искусства, о деятельности П.И. Юкина рассказывается кратко, иногда лишь в перечне ведущих реставраторов. К сожалению, до сих пор нет фундаментальной работы, посвященной творчеству П.И. Юкина.

…Юкин не просто принадлежал «к драгоценному для нашей культуры цеху» реставраторов, но уже в самом начале 20-х гг. заставил говорить о себе как об известном, и даже как об одном из числа пяти-шести «совершенно исключительных мастеров», обладавших превосходным прирожденным вкусом. Этот «превосходный мастер-иконник» «положительно собственноручно раскрыл весь доныне раскрытый Новгород».

С сайта Область культуры

[2] Художник-реставратор древней монументальной и станковой живописи Анатолий Семенович Кузнецов родился 14 апреля 1936 г. в с. Дуровка Благовещенского района Алтайского края. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (1969). Работает в области реставрации монументальной и станковой живописи с 1958 г.

Анатолий Семенович посвятил 50 лет творческой деятельности сохранению и восстановлению культурного наследия нашего отечества и объектов за рубежом, является автором нескольких новых технологий реставрации фресок.

Усилиями А.С. Кузнецова сохранены для последующих поколений уникальные фрески храмов Великого Новгорода: Софийского Собора, церкви Спаса Преображения на Ильине, церкви Николы на Липне, церкви Благовещения в Скиту, Никольского собора на Ярославовом дворище и др. Художник принимал участие в реставрационных работах усадьбы М.К. Тенишевой, церкви в Нузале (Северная Осетия), Русской православной церкви Николая Чудотворца в Софии, церкви Георгия Победоносца в Бейруте. Московский период творчества А.С. Кузнецова отмечен значимыми реставрационными работами в Государственном музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" , соборах Московского кремля, Новодевичьем, Сретенском, Донском монастырях. А.С. Кузнецов получил благословение войти в состав координационной группы специалистов по художественному убранству Храма Христа Спасителя и был награжден Орденом Сергия Радонежского за воссоздание живописи этого Храма. В настоящее время А.С. Кузнецов работает над реставрацией фресок Новоспасского монастыря в Москве.

С сайта Музеи России.